Аналитическая справка учителя начальных классов на конкурс

Аналитическая справка учителя начальных классов на конкурс

Аналитическая справка учителя начальных классов на конкурс

Аналитическая справка учителя начальных классов на конкурс

        

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2013»

Аналитическая справка

о результатах  педагогической деятельности

учителя начальных классов

Муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения –

средней общеобразовательной школы № 84

Чкаловского района г. Екатеринбурга

 

Рябковой Елены Владимировны

Екатеринбург 2013

  1. Актуальность проблемы и темы педагогической деятельности

Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию активной,  созидающей личности, поэтому делают особо значимыми исследования проблемы становления процессов регуляции,  которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности,  а также самостоятельно определять перспективы своего развития,  пути и средства их реализации.

Особое значение исследование  этих проблем приобретает в условиях перестройки системы школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который должен владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности; быть готовым  самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполнять правила здорового образа и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Развитие у учащихся способности к саморегуляции имеет определяющее  значение для максимальной реализации этих возможностей.

Среди факторов,  которые обуславливают формирование механизмов саморегуляции,  главное и определяющее место принадлежит именно самооценке,  детерминирующей направление и уровень активности субъекта,  становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге "потолок" его достижений.

Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы,  которые связаны с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.

Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

А с тем анализ педагогической практики показывает, что в школе вопросам формирования самооценки уделяется крайне недостаточно внимания, роль самооценки как механизма произвольной психической саморегуляции обычно недооценивается. Хотя она формируется, как правило, стихийно, вне целенаправленных воздействий со  стороны учителей.  Одна из причин этого - отсутствие систематических научных знаний о  закономерностях и условиях ее становления в онтогенезе; недостаточно раскрыта психологическая природа самооценки, не написана "цельная история"  ее формирования  (И.О. Кон).

Самооценка, являясь масштабным личностным образованием,  выполняющим регулятивные функции в становлении мотивационной,  волевой,  эмоциональной,  нравственной сферы субъекта, имеет самое

кардинальное  значение  среди факторов воспитания,  поэтому особую актуальность приобретают вопросы психологического обеспечения управления ее формированием.  Оно должно опираться на научные знания о том,  как складываются структура,  уровни,  способы функционирования самооценки,  как они изменяются с возрастом и в ходе индивидуального развития,  какова мера их устойчивости и вариативности,  какие средства самооценивания обеспечивают развитие ее оптимальных форм.

2.Описание ведущей идеи опыта

         Актуальность и выявленная проблема позволили сформулировать 

тему исследования: «Формирование самооценки младшего школьника в условиях безотметочного обучения».

Особо важный возрастной этап в формировании самооценки - младший школьный возраст,  в котором ребенок впервые включается в социально-значимую деятельность,  в широкие сферы общения,  интенсифицирующие процесс его самопознания.

В Стандартах второго поколения сформулированы ценностные ориентиры начального образования, которые конкретизируют общие установки образования:

  1. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
  2. развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  3. формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).

Цель исследования: выявить на основе системно-обобщающего анализа внутренние механизмы формирования самооценки в условиях безотметочного обучения младших школьников, выделить и концептуально обосновать педагогические технологии формирования адекватной самооценки младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Общая гипотеза исследования: формирование самооценки младшего школьника является главным условием саморегуляции и мотивации учения в условиях безотметочного обучения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Разработка теоретической концепции формирования самооценки в условиях безотметочного обучения.

2. Определение путей и средств, направленных на формирование самооценки в учебно-воспитательном процессе.

3. Представления результата решения проблемы в виде рекомендаций, обеспечивающих позитивное влияние на формирование самооценки младших школьников.

3.Обоснование избранного пути решения проблемы

Теоретико-методологической основой исследования стали психолого-педагогические и философские концепции, раскрывающие процессы формирования личности младших школьников и ее самооценки, с опорой на приоритеты гуманистических принципов, которые должны быть учтены в процессе образования и саморазвития личности (Ш.А.Амонашвили, М.И.Махмутов, Р.А.Валеева, Д.В.Вилькеев, О.С.Газман, Е.М.Ибрагимова, З.Г.Нигматов, Л.Ю.Сироткин, Я.И.Ханбиков и др.).

Теоретические  проблемы и вопросы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Лесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др.

Теоретической базой исследования послужили труды Р.Бернса, Л.С.Выготского, Е.А.Климова, М.Мольца, К.Роджерса,  Д.Стейнса, Н.Ю.Хусаиновой.

Опора на исследования В.Ш.Масленниковой, В.Ф.Габдулхакова, Е.М.Ибрагимовой, Г.Г.Чанышевой, А.А.Хузиахметова,  Р.А.Фахрутдиновой способствовала осуществлению выбора технологий формирования позитивной Я-концепции и адекватной самооценки с учетом специфики личностно-ориентированного образования.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно - деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).

База исследования: МБОУ СОШ № 84 города Екатеринбурга.

В исследовании применялись методы:

- теоретический анализ и синтез идей формирования самооценки младшего школьника, сравнительный анализ, прогнозирование;

- лонгитюдное исследование: наблюдение, с целью мониторинга становления личности  младших школьников с 1 по 7 классы.

- психодиагностика (тестирование, анкетирование, с целью установления адекватности самооценки и оценки способности к саморазвитию, самореализации).

Основные этапы исследования.

Исследование проводилось в течение шести лет и прошло в своем развитии условно три взаимосвязанных этапа:

I этап поисково-теоретический (2004-2005 учебный год) — первоначальное знакомство с трудами отечественных и зарубежных исследователей по проблемам личности и формировании ее самооценки, личностно-ориентированного обучения, сбор и обработка исследовательского материала, формирование методологического аппарата исследования;

II этап опытно-поисковый (2005-2009 учебные года) — на основе собранного материала и изучения состояния проблемы были определены тема, предмет и задачи исследования, сформулирована гипотеза. С целью создания концептуального видения проблемы проводились исследования особенностей развития самооценки, разрабатывались различные варианты форм, методов диагностики самооценки, методов и приемов формирования ее адекватности. В этот период проводилось констатирующее исследование, опрос и анкетирование, многочисленные собеседования с учащимися и родителями. Эта работа позволила обобщить материалы, раскрывающие особенности формирования самооценки младших школьников, готовности их к новым социальным условиям. На этом этапе была разработана структура эксперимента, проводилось первоначальное диагностирование уровня самооценки и апробация методик формирования адекватности самооценки младших школьников в рамках личностно-ориентированной педагогики, ознакомление с первыми результатами исследования учителей школы, района и города.

III этап обобщающий (2009-2013 учебные года) - отработка приемов и методов педагогического воздействия на формирование адекватной самооценки, ознакомление с результатами исследования широких слоев педагогической общественности.

Научная новизна:

- разработана концепция формирования адекватной самооценки младших школьников, реализуемая на практике через технологии личностно-ориентированной педагогики: технологии проектного, группового, интенсивного, разноуровневого обучения; определены критерии выраженности позитивной я-концепции (адекватная положительная самооценка, позитивное целеполагание, активная рефлексия, позитивное самовыражение, самореализация, наличие позитивно-защитной функции «Я» и др.);

- раскрыты качественные характеристики педагогических технологий и методов формирования самооценки младших;

- создана модель диагностики уровня сформированности самооценки  младших школьников на всех этапах образовательно-воспитательного процесса в начальной школе, включающая процедуры диагностики с элементами коррекции.

Достоверность научных результатов обеспечивается опорой автора на общефилософские законы развития, положения социально-педагогических теорий личности (теории социализации, интеграции и адаптации), обширной базой исследования, адекватностью результатов эксперимента по формированию самооценки младших школьников результатам аналогичных исследований, полученным из других регионов России; организацией экспериментальной работы с применением методик и технологий, апробированных в психолого-педагогической практике, применением комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, целям и задачам исследования, длительностью эксперимента и апробацией результатов в педагогической практике школ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что отдельные теоретические разработки могут быть использованы в создании методик модернизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Результаты исследований применимы для осуществления психолого-педагогической диагностики личности на предмет выявления уровня сформированности самооценки.

Педагогические технологии, такие, как обучение с применением конкретных учебных ситуаций, «Портфолио ученика» могут применяться в любом образовательном учреждении.

        Основные  положения: 

Понятие «оценка» так и остается одним из самых спорных и дискуссионных, хотя за сравнительно короткий период было опубликовано более тысячи работ, посвященных школьной оценке, что позволило накопить определенный теоретический и практический материал, отражающий самые различные аспекты устоявшегося понятия «оценки».

Процесс обучения, существующий для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Но до сих пор остается вопрос – стоит ли исключить отметку как средство оценивания традиционной школы или разумно использовать ее, сопровождая оценочным суждением учителя или учащихся. Недаром одним из направлений концепции модернизации начального образования стало создание новой системы контроля и оценивания и овладение всеми ее компонентами учителем начальных классов.

Проблема безотметочного обучения не новая, но актуальная и на сегодняшний день. Ее значение возросло с принятием в декабре 2001 г. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., предполагающей разработку новой модели начальной школы. В ходе этой работы предусматривается переход на безотметочную систему обучения всей начальной школы.

Безотметочная технология контроля и оценки позволила установить персональную ответственность учителя за качество процесса обучения. Результат его деятельности определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний, по уровню воспитанности и развития учащегося, Такая система не ограничивается утилитарной целью, а именно проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечены совокупностью исходных теоретических и методологических положений, длительным характером проведения исследования, применением методов, адекватных проблеме, объект, предмету и задачам исследования, обработкой данных методами математической статистики и подтверждением гипотезы.

Апробация и внедрение материалов исследований осуществлялись посредством участия в международных: Елец (2007, 2008), Екатеринбург (2009) Караганда (2010); всероссийских: Екатеринбург (2011); межрегиональных Серов (2008), Екатеринбург (2007, 2008, 2009, 2010) научно-практических конференциях и семинарах. Основные результаты исследования нашли отражения в научных статьях, докладах, опубликованных в городах Москва (2007, 2008, 2010), Елец (2007,2008), Караганда (2009), Екатеринбург (2007, 2008, 2009, 2010, 2011). Результаты исследования внедрены в образовательный процесс МБОУ СОШ № 84.

        Личное участие выражалось в изучении теоретического и практического опыта по формированию самооценки младшего школьника, в организации опытно-поисковой работы по проверке эффективности педагогических условий, во внедрении результатов исследования в педагогическую практику образовательного учреждения, в анализе и обсуждении перспектив работы.

  1. Доказательства результативности и эффективности внедрения в практику новой педагогической идеи

Учащиеся моего класса на протяжении всего обучения в начальной школе не получали отметок (балльное оценивание), а оценивали свою работу словесно. Кроме этого мы использовали условные шкалы и листы индивидуальных достижений. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся были различны и являлись предметом договора между учителем и учениками.

        В школьных олимпиадах в рамках Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» принимает участие 100% учащихся класса.

Прослеживается четкая система, обеспечивающая развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом их индивидуальных особенностей.

        Технология уровневой дифференциации, организованная по уровню умственного развития (уровню достижений) учащихся, использование разноуровневых заданий способствуют выявлению и максимальному развитию задатков и способностей учащихся. С целью реализации дифференцированного подхода, я использую систему мониторинга, направленного на выявление уровня школьной готовности, уровня сформированности психических процессов, прогнозирование школьных трудностей, формирование адекватной самооценки в условиях безотметочного обучения.

Наблюдается увеличение числа детей (с 25 % до 65%) адекватно оценивающих учебную деятельность. Снизилось количество детей с завышенной и заниженной самооценкой (до 35%).

В учебной деятельности считают себя очень успешными, успешными и довольно-таки успешными 20 человек (83% уч-ся), что также является важнейшим показателем уровня сформированности самооценки учебной деятельности.

Наблюдается уменьшение количества пропущенных уроков по болезни (1 класс – 1705 уроков, 4 класс – 1065 уроков за год).

Уменьшается количество детей с низким уровнем физического развития (с 20% до 0%).

Наблюдается положительная динамика в уровне тревожности: снижается количество детей с высоким уровнем тревожности. Количество детей с уровнем тревожности, соответствующем возрастным нормам составляет 80%.

21 ученик (из 30 учащихся) имеют высокий и хороший уровень школьной мотивации.

При исследовании мотивации учебной деятельности 71 % учащихся имеет внутреннюю мотивацию, что является одним из показателей адекватной самооценки учебной деятельности. Значительными для учащихся являются такие факторы:

  1. учусь, потому что хочу больше знать;
  2. учусь, чтобы потом хорошо работать;
  3. учусь, потому что на уроках интересно;
  4. учусь, потому что в наше время нельзя быть незнающим.

Использование  разнообразных форм работы на уроке: групповой, парной, индивидуальной, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом, дети грамотно пишут, имеют хорошо сформированные вычислительные навыки. Не смотря на отсутствие балльного оценивания, активно участвуют во всех учебных и внеклассных мероприятиях.

С целью формирования самооценки формирую у детей навыки поисково-исследовательской деятельности. Использую в работе развивающие и творческие задания, кроссворды, ребусы, викторины, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. С помощью таких заданий организую смену деятельности, которая поддерживает работоспособность и повышает активность детей на уроке. В результате в школьных олимпиадах     учащиеся

завоевывают призовые места.

Положительных результатов достигаю и за счет создания ситуации успеха для каждого ребенка: для этого подбираются такие задания детям, чтобы каждый мог справиться и получить удовольствие от проделанной работы (формирование адекватной самооценки). Стараюсь замечать малейшие успехи и достижения каждого ребенка, сочетая разумную требовательность с уважением к личности ученика, использую эмоционально-положительный стиль общения. Это позволило создать в классе комфортную психологическую обстановку.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Участвую и выступаю на различных научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах  как на районном, городском, региональном уровне, а также международном и всероссийском уровне:

  1. 2007 г. - заочный участник Международной научно-практической конференции, 2008 г. – Всероссийской научно-практической конференции Елецкого государственного университета (стендовые доклады);
  2. 2007 – 2013 гг. - участник  Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», проводимого Издательским домом «Первое сентября» г. Москвы.
  3. 2005 - 2009 гг. - участник региональных научно-практических конференций  «Социокультурный подход в современном образовании: пути развития» (опыт реализации областного образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки»);
  4. 2009 г. – участник областного семинара «Профессионально-педагогическое и методическое обеспечение реализации учебного курса «Культура безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях Свердловской области» (мастер-класс);
  5. 2009 г. – участник городского конкурса мультимедийных уроков с использование ИКТ;
  6. с 2008 г. – участие в межшкольных районных конференциях Чкаловского района по проблеме «Совершенствование системы эффективного управления внедрением современных педагогических технологий и форм в образовательный процесс: опыт работы МБОУ СОШ № 84»;
  7. Работа в районной творческой группе «Современные способы оценивания учащихся»;
  8. Районная научно-практическая конференция «Четырехлетнее начальное образование: успехи, проблемы, перспективы»;
  9. ежегодные педагогические чтения работников системы образования Чкаловского района г. Екатеринбурга;
  10. с 2007 г. - открытые уроки  по данной теме для учителей Чкаловского района;
  11. 2009 г. - Победитель конкурса лучших учителей Российской федерации» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
  12. 2012 г. – финалист городского конкурса «Мастерская мультимедийных уроков»;
  13. 2012 г. – Победитель районного конкурса «Учитель года 2012»;
  14. 2013 г. – Победитель городского конкурса «Современный урок с использованием цифровых ТСО и ЦОР»;
  15. 2010 – 2012 гг. – эксперт комиссии для проведения всесторонней экспертизы результатов практической деятельности за межаттестационный период педагогических работников, аттестующихся с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным  категориям.

За последние годы были опубликовано 36 работ (наиболее значимые):

1. Формирование адекватной самооценки при безотметочном  обучении как один из факторов социокультурного образования в     современной школе. // Материалы научно-практической конференции. ИРРО. Екатеринбург, 2006. С. 107-109.

2. Формирование самооценки учащихся как основы  саморегуляции и внутренней мотивации учения в условиях безотметочного обучения. // Материалы Педагогических чтений. УрГПУ. Екатеринбург, 2006. С. 232-235.

3. Самооценка учащихся как основа саморегуляции и   внутренней мотивации учения в условиях безотметочного обучения. // Материалы XII городских педагогических чтений. МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя». Екатеринбург, 2006. С. 270-271.

4. Портфолио – новая форма оценивания достижений учащихся начальных классов. // Материалы педагогических чтений работников системы образования Чкаловского района. Екатеринбург, 2007. С. 173-175.

5. Социокультурный подход в современном образовании. Портфолио – новая форма оценивания достижений учащихся. // Материалы научно-практической конференции. ИРРО. Екатеринбург, 2007. С. 242-246.

6. Формирование самооценки младшего школьника в условиях безотметочного обучения. Москва. Педагогические науки № 4. 2007. С. 114-117.

7. Использование новой системы оценивания достижений учащихся «Портфолио» в начальных классах. // Материалы Международной научно-практической конференции. Елец, 2007. Т 2. С. 143-145.

8. Безотметочное обучение – один из факторов сохранения здоровья младших школьников. Выпуск 4. Ресурсный образовательный центр CREDO. Екатеринбург, 2009. С. 50.

9. Анализ хода реализации исследовательской деятельности «Формирование самооценки младших школьников в условиях безотметочного обучения» в МОУ СОШ № 84 г. Екатеринбурга // Инновационные технологии в обучении и воспитании: материалы научно-практической конференции. Елец, 2008. Т. 2. С. 87-91.

10. Использование новой системы оценивания достижений учащихся «Портфолио» в начальных классах. Материалы 8-й Международной научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества» 21-23 декабря 2009 г., Екатеринбург, 2009. Часть II. С. 127-128

11. Формирование самооценки младшего школьника в условиях безотметочного обучения. Материалы Международной научной конференции «Педагогика – XXI» 19.01.2010. Том 1. Караганда. 2010. С.170-174.

12. Формирование самооценки младшего школьника в условиях безотметочного обучения. Материалы региональной научно-практической конференции «Наука образованию: поддержка инновационных процессов и профессионального партнерства». Учреждение РАО «Уральское отделение», ФГАОУ ВПО РГППУ, ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования». Том 1. Екатеринбург. 2010. С.338-341.

13. Анализ хода реализации исследовательской деятельности «Формирование самооценки младших школьников в условиях безотметочного обучения». Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития». 18-19 мая 2011. ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования». Екатеринбург. 2011. С. 325-326.

14. Работа с родителями по формированию самооценки у детей в условиях безотметочного обучения. Развитие творческих способностей детей в разноуровневой системе образования как проявление индивидуальных свойств личности. Методические материалы. Выпуск 14. Ресурсный образовательный центр CREDO. Екатеринбург, 2011. С. 35-37.

15. Формирование самооценки учащихся. Начальная школа №7 – 2012.

С. 18-21. (Приложение)

  1. Вывод о степени научной и практической ценности нового

педагогического опыта

Одним из основных требований к инновационной оценочной деятельности является овладение школьником оценочными умениями, что позволяет ему быть действительным субъектом оценочной деятельности и овладеть соответствующими действиями самостоятельно, без вмешательства учителя.

        Научная ценность работы заключается в создании методических рекомендаций по формированию самооценки младших школьников в условиях безотметочного обучения.

             Практическая значимость работы довольно велика.

В 3 классе производим градацию трудности учебного материала. Вместе с учениками договариваемся о степени трудности заданий, планируемых на уроке. Количество уровней зависит от специфики материала и от логики его усвоения. Каждый выбирает задания по своему усмотрению. При этом одни добиваются значимых учебных достижений, выполняя большее количество простых заданий (проявляя трудолюбие), другие – выполняют небольшое количество, но сложных заданий (проявляя сообразительность и творческие способности).

Такой подход способствует развитию и уточнению самооценки, причем позволяет менее успешным детям «сохранить лицо». Также имеется и еще один педагогический эффект, связанный с формированием у ребенка умения делать ответственный выбор.

Начиная со второго полугодия 4-ого класса, постепенно вводим отметки для того, чтобы адаптация в основной школе прошла безболезненно. Сначала вводим балл «5», объясняя нормы отметок и обсуждая каждую работу. Затем постепенно предлагаем ребенку освоить индикаторы оценочных баллов «4», «3». К концу 4-ого класса учащиеся знают, какой балл они могут получить за свою работу, устный ответ.

Сравнивая планируемые и достигнутые на момент окончания начальной школы результаты, наблюдаем уменьшение количества пропущенных уроков по болезни, уменьшение количества уроков, пропущенных среднестатистическим учеником за год, положительную динамику уровня физического развития, уровня тревожности, уровня усвоения программного материала, уровня развития речевых и коммуникативных умений, уровня воспитанности. При этом повышается комфортность обучения, у школьников формируется четкое понимание смысла их пребывания в школе, повышается работоспособность, организованность школьников; развивается способность к самостоятельному усвоению новых знаний и учебных действий, включая организацию этого процесса. У младших школьников формируется мотивация саморазвития, самосовершенствования, мотивация достижения; они быстрее и легче адаптируются к жизненным условиям при переходе в среднее звено,  осознанно воспринимают отметку достигнутого результата на данный период и т.д.

Это подтверждает сформированность внутренней мотивации учебной деятельности, что является одним из показателей адекватной самооценки учебной деятельности.

Если в 1-ом классе внешняя и внутренняя мотивации находились на одном уровне, то к концу обучения в начальной школе преобладала только внутренняя мотивация. Изменения произошли в 5-ом классе (сменилась почти половина детей класса).

Возросло количество детей с высоким уровнем мотивации учебной деятельности, снизилось количество учеников с низким уровнем, средний уровень стабилен. Также оказывает влияние то, что контингент учащихся в течение исследования менялся (школа находится в военном городке, поэтому семьи военных меняют место жительства, и соответственно и школу).

Такая система оценивания учебных достижений способствует эффективному обучению, является здоровьесберегающей. Повышается комфортность обучения; дети быстрее и легче адаптируются к жизни. Растет работоспособность, самостоятельность и ответственность школьников. Сохраняется мотивация к обучению и познанию.

Положительные эффекты исследования

  1. Осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний
  2. Высокий уровень ответственности за учебную деятельность у большинства детей
  3. Самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность
  4. В поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия
  5. Дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания
  6. Уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта
  7. Умение оценить свое положение в системе социальных отношений

      «взрослый – сверстник - я»

Анализ результатов выявленных в ходе исследования показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам. Следовательно, безотметочное обучение с формированием самооценки  оказал положительное влияние на личностное развитие учащихся.

Директор МБОУ СОШ № 84                                                /Н.А.Максименко/

        

Учитель начальных классов        

МБОУ СОШ № 84                                                           /Е.В.Рябкова/

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальное исследование по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси. 1969.
  2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметки. М.: Знание.1980.С.376
  3. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. // Особенности психического развития детей 6-7 – летнего возраста. Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. – М.: Педагогика. 1988. С. 56-65.
  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М.: Просвещение. 1991.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М.: Прогресс. 1986. С.30-66
  6. Давыдов В.В.О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995.- № 1. С. 29-40.
  7. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск. 1993.
  8. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника. //Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М. 1971.
  9. Матис Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. 1999 - № 4- С.12

Динамика учебных достижений и внеурочной деятельности обучающихся за последние 3 года

2 класс 2010-2011 учебный год

Школа

Предметные олимпиады

Окружающий мир I место – Глазова Светлана, Носкова Ева

Математика I место – Сытник Сергей, Ясовиев Денис

«Хочу стать академиком»

I место   -  Ясовиев Денис, Широкова Дарья

II место  -  Глазова Светлана

III место -  Гудалев Павел, Долматов Максимилиан

Район

I место – интеллектуальная игра «Соображалки»

«Хочу стать академиком»

III место – Широкова Дарья

Победа в номинациях (Диплом) - Ясовиев Денис, Глазова Светлана

Конкурс «Грамотей» по математике

I место – Гудалева Татьяна, Сытник Сергей

Город

IV место – интеллектуальная игра «Соображалки»

РФ

Сафонов Александр, Ясовиев Денис

Конкурс «Вредные Эко-советы» проходит в рамках образовательной программы WWF «Классный Час Земли 2011»

Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио» (Москва) – Ясовиев Денис, Глазова Светлана, Долматов Максимилиан

3 класс 2011-2012 учебный год

Школа

Предметные олимпиады

Русский язык I место – Гудалева Татьяна

Окружающий мир I место – Носкова Ева, Ясовиев Денис

Математика I место –Ясовиев Денис, Глазова Светлана

«Хочу стать академиком»

I место - Глазова Светлана, Широкова Дарья, Ясовиев Денис

«Папа, мама, я – спортивная семья»

I место – семья Глазовых

I место - «Веселые старты»  

«Зоровым быть здорово!» - 4 победителя

Снежные фигуры - Диплом

Район

«Хочу стать академиком»

II место – Глазова Светлана, Широкова Дарья

Победа в номинациях (Диплом) – Ясовиев Денис,

                                                          Гизатуллина Жанна

«Открытка Деду Морозу» - 12 чел. (I место – Сытник Сергей)

Конкурс семейных слайд и видеофильмов «Профессиональная династия моей семьи» - семья Майстренко (I место)

Конкурс «Грамотей» по русскому языку

I место – Глазова Светлана, Гудалева Татьяна

Город

Глазова Светлана – заочный тур II регионального конкурса юных исследователей им. Академика С.С.Шварца - участник

Городской конкурс семейных слайд и видеофильмов «Профессиональная династия моей семьи» - семья Майстренко

I место - «Я люблю тебя жизнь!»

Номинация «Стенгазета» «В здоровом теле – здоровый дух!»

«Хочу стать академиком»

Победа в номинациях – Глазова Светлана, Широкова Дарья

Конкурс рисунков «Мой будущий дом» - 14 дипломов

Творческий конкурс «Мое здоровье – в моих руках»

I место – Ясовиев Денис (фотография)

Интеллектуальный марафон «Знай-ка» - Сертификат

РФ

«Кит-2011» - 2 чел. (I место по школе –Гудалева Татьяна)

Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио» (Москва) – Ясовиев Денис, Глазова

VIII Международная олимпиада по основам наук в начальных классах

I этап – 60 олимпиад, II этап – 38 олимпиад

Международная эвристическая олимпиада «Совенок» - 14 участников

4 класс 2012-2013 учебный год

Школа

Предметные олимпиады

Русский язык I место – Антохина Дарья

Окружающий мир I место – Носкова Ева, Ясовиев Денис

Математика I место –Ясовиев Денис, Глазова Светлана

«Хочу стать академиком»

I место - Широкова Дарья, Гудалев Павел, Гизатуллина Жанна

Экологический конкурс «Мы здесь живем» - Стенгазета - Грамота

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»

I место – Гусев Андрей, Борисов Дмитрий

Район

«Суперчитатель» - «Магистр книжных наук» - Диплом

«Суперчитатель» - «Иллюстрация» - III место Борисов Дмитрий

«Хочу стать академиком»

I место - Широкова Дарья

III место - Гудалев Павел

Победа в номинации - Гизатуллина Жанна

Предметные олимпиады

I место - русский язык, математика – Ясовиев Денис

II место – окружающий мир – Ясовиев Денис

I место – комбинированная работа – Ясовиев Денис

Город

Городской конкурс семейных слайд и видеофильмов «Профессиональная династия моей семьи» - семья Сафоновых Сертификат

«ТЮМка» - Грамота

«Хочу стать академиком»

Победа в номинации - Широкова Дарья

РФ

Всероссийский конкурс по математике «Эврика» - 17 чел.

Диплом III степени – Глазова Светлана

Всероссийский конкурс по естествознанию «Это знают все» - 14 участников

Диплом III степени – Глазова Светлана, Уморина Елена,

Ясовиев Денис

IX Международная олимпиада по основам наук в начальных классах I этап – 109 олимпиад, II этап – 68 олимпиад

Международная эвристическая олимпиада «Совенок» - 22 чел.

Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика» (Москва) – Ясовиев Денис, Глазова Светлана, Уморина Елена, Широкова Дарья

Рябкова Е.В.   МБОУ СОШ № 84   г. Екатеринбург


Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/16/analiticheskaya-spravka

Аналитическая справка учителя начальных классов на конкурс

Аналитическая справка учителя начальных классов на конкурс

Аналитическая справка учителя начальных классов на конкурс

Аналитическая справка учителя начальных классов на конкурс

Аналитическая справка учителя начальных классов на конкурс

Аналитическая справка учителя начальных классов на конкурс


X